Святки - “время от рождества до крещенья”, древне-русское название -  свɪатокъ.

Святки на Руси считались праздничными днями и делились на две части: до Васильего дня (14 января по н.с.) и после. Первая неделя называлась - святая, ну или ещё “святые вечера”, а вторая неделя звалась - “страшной” (или “страшные вечера”). Считалось что в святочное время открывается проход между явным миром и миром потусторонним откуда на время святочных дней прибывают различные Души из навьего мира. На первой неделе “гостями” обычно бывают души умерших родственников, близких, или вообще предков, они приходят сами  для оказания помощи своим потомкам, дают подсказки, открывают будущее, помогают советами. Считается, что в святочный период снятся вещие сны, поэтому этим снам всегда уделялось особое внимание. Так же считалось, что “контакт с Духами” до Васильего дня, идёт  под присмотром предков и вреда молодым душам не нанесёт. Ведь чтоб “контакт” состоялся,  представительницы слабого пола (как правило именно они гадали на святках) должны были обеспечить максимальный доступ к себе сущностей иного мира, а потому снимались все обереги, распускались косы и распоясывались робы. В таком виде читались заклинания и проделывались разные старинные магические обряды.

 

В канут Васильего дня  пробуждались “мёртвые души”  иного уровня и принимая облик животных начинали расхаживать до крещенской ночи. Поэтому во время “страшных вечеров” гадание могло привлечь недоброжелательных сущностей потустороннего мира, так как именно в “страшную неделю” святочного периода начинался самы разгул “нечисти”. Обрядовали в это время только матёрые ведьмы)))), а молодые и неопытные должны были соблюдать крайнюю осторожность и защищаться оберегами (родовыми, или иными знаками). Заклинания в этот период носили только направленный характер (не познавательный, а установка намерения), обряды же в основном имели целью отьёма жизненной силы, что в свою очередь лишало жертву удачи, счастья и благополучия. Колдуны и ведьмы в “страшные вечера” обманом или хитростью просили(или крали) “огонь из печки”, это приводило к “выведению спорины” из дома - то есть забору жизненной силы (энергии гармонии, “чтоб всё спорилось”), любви, благополоучия. А голодные ведьмаки и ведьмы в “страшные вечера” могли “выдоить всех коровушек” - это так же считалось лишением материнской силы и семейного благополучия.

Провожали святки “сжиганием хлама”. В конце второй недели, из всех уголков “дома” выметался “мусор”, собирался в мешок, завязывался бечёвкой и сжигался на “перекрёстке троп”. Считалось, что святочный мусор - это накопленный аж за целый год “хлам”, который мешает в Пути и потому подлежит уничтожению.
Ну и как завершающий этап святок - это Крещение, погружение в воду, обновление, очищение, заряд жизненной силой.
Естественно все святочные обряды - суть древние мистерии(!), направленные наглядным аллегорическим языком символов рассказать о….

==========

И ещё))) Зацепило внимание высказывание о святочном периоде -  “от Звезды до Воды”. В христианстве под “Звездой” подразумевается - Вифлиемская, которая зажглась в небе, ознаменовав рождение Христа - своим лучом указав место его рождения. Под “Водой” подразумевается крещение в водах реки Иордан Иисуса, которое он принял в возрасте 30 лет!  Выходит “от Звезды до Воды”  тридцать лет? Потом три года Иисус проповедовал своё учение и в возрасте тридцать трёх лет покинул мир материи. Вспомнилось выражение: “тридцать лет и три года”, причём не тридцать три года, а вот именно с разделением - тридцать лет и три года.

Коляда — от уменьшительно-ласкательного «коло» (цикл, круг, солнце) , обозначающего солнце-младенца (малый круг).
«Три Коляды у нас было. Коляда была первая перед седьмым январём — Рожствянская. А другая Коляда называлась жирная, а третия Коляда называлась голодная» (с).
Три короля (волхва, мудреца) у католиков (Каспель, Мельхон и Бальтозар) , первые буквы имён которых (К М Б), католики пишут специальным мелом на двери в праздник Рождества. Это те, которые возвестили мир о рождении Христа. Греческие варианты их имен (Аппелликон, Америн и Дамаскон) и еврейские (Магалат, Галгалат и Серакин).
Существуют легенды и о четвертом волхве, которого зовут Артабан.

 
Один из древних текстов – «Книга сокровищ пещеры» (VI в.) сообщает, что за два года до рождения Иисуса волхвы в Персии видели звезду особой формы, которая сопровождалась видением о девушке с коронованным ребёнком во чреве. Волхвы взошли на гору Нуд, чтобы взять дары, которые в одной из пещер этой горы были оставлены Адамом и Евой. Адам заповедовал своему сыну Сифу взять сокровища только тогда, когда явится необычная звезда; от Сифа это завещание передавалось из поколения в поколение. Три волхва поклонились Иисусу как Мессии, а после возвращения возвестили о Нём в своих странах. После Пятидесятницы они были крещены апостолом Фомой, который проповедовал в их странах, и сами стали проповедниками новой веры. О двенадцати волхвах говорится в сирийской легенде («Хроника» Зукнина, VIII в.), о завете Адама, данном сыну, и о чудесном явлении звезды, которая вела волхвов в пещеру сокровищ и в Иерусалим. Из поколения в поколение избирались двенадцать мудрецов, которые должны были каждый год восходить на высокую гору, где в молитве в течение трёх дней наблюдали за светилами, чтобы увидеть таинственную звезду.

У вас недостаточно прав для комментирования