На картине Н.К.Рериха белый конь, спускающийся с пламенеющих в лучах зари скал, несет на спине знак трех сфер, объятых золотым пламенем. Этот знак, избранный Рерихом для Знамени Мира, принадлежит к числу древнейших символов человечества, он известен еще с эпохи неолита. Этот знак встречается в самых разнообразных культурах; во многих философских системах ему придается особое значение: в христианстве это Троица, а в буддизме – Триратна, то есть Будда, его Учение и его Община.
Н.К.Рерих писал об этом так: «Чинтамани – древнейшее представление Индии о счастье мира – содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдете то же изображение. 

На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак – на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров.

Гурда, знаменитые клинки кавказские несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах философских? Он же на изображениях Гесэр-хана и Ригден Джапо. Он же и на Тамге Тамерлана. Он же был и на гербе Папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских, и на картине Тициана. Он же на старинной иконе Св. Николая в Баре. Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображениях Св. Троицы. Он же на гербе Самарканда. Знак и в Эфиопии, и на Коптских древностях. Он же – на скалах Монголии. Он же на тибетских перстнях. Конь счастья на Гималайских горных перевалах несет тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных фибулах Лахула, Ладака и всех Гималайских нагорий. Он же и на Буддийских знаменах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак» 

Во время Центрально-Азиатской экспедиции в селениях Монголии и Тибета Н.К.Рерих встречал изображения Белого коня (по монгольски — Эрдени Мори — Конь счастья), несущего на спине Сокровище Мира — Чинтамани.
Монгольские и тибетские предания говорят, что в давние времена с далёкой звезды упал на землю чудесный Камень — Чинтамани — Мира спаситель, посланный на помощь людям.
Белый Конь Эрдени Мори несёт его с вершин гор в долины. По народным повериям, всюду, где появлялся Эрдени Мори, несущий Сокровище Мира, наступало счастье.
Вот как писал об этом Николай Константинович Рерих: «Издавна ходит Эрдени Мори, и светит его сокровище. На восходе и на закате солнца затихает всё, значит, где-то проходит великий конь белый, несущий сокровище»1.
«На Гималаях, в Тибете и в Монголии постоянно приходится встречаться с упоминанием об этом сокровенном чуде. …О нём сложены всевозможные предания и песни»2. «…Легендарный, испокон известный чудный камень, посещающий особо замечательные местности в особо нужное время»
Именно среди вершин Гималаев, утверждает Рерих, хранится Сокровище Мира — священный легендарный камень Чинтамани, который излучает благословение и на округу, и на весь мир. Это камень, воспетый на Западе миннезингерами, или Чаша Грааля, которую Лоэнгрин, согласно преданию, принес с гор Азии.
В фольклоре и сагах знаем героев на белых конях. Видели белого коня Святого Егория. Видели белых коней св. Флора и св. Лавра. Также встречались с белым огненным Пегасом.
Видели белых коней древнего литовского бога Световита; на белых конях мчались германские валькирии.
Слышали о белом коне Исфагана в древнем Иране. Видели стерегущих храмы осёдланных коней Арджуны.
Слышали о коне Гесер-хана, великого героя Древней Азии, и даже видели на скалах Тибета удары подков его. Знали коня Химавата с огненной ношей Чинтамани.
Эрдени Мори — белый конь — монгольский носитель того же сокровища счастья.
На картинах китайских белые олени несут то же пламенное сокровище. Словно бы олень Святого Губерта. И поступь коня белого очерчивает пределы государства Китайского. От коня стена великая. И опять герои на белых конях. И в Монголии Цаган-Мори — Эрдени Мори — белый конь, будет отмечен всякими сказаниями. Мчится на нём и Ригден-Джапо, Владыка Шамбалы, и в отсветах пламенных конь становится огненным. И когда народ ожидает будущее, великий всадник обращает лица ждущих — туда, куда нужно.
Именно белый конь в сказаниях принадлежит герою. Именно белому коню предоставлено и одному ходить, принося великую весть. (...)
На скифских бронзах кони занимают такое существенное место. Конечно, они — носители быта. И в сказках коню приписываются вещие качества. Богатырь влезает в одно ушко и усиленным, мудрым вылезает из другого. Конь в сагах предупреждает воина об опасности. И в курганах конский костяк не расстается со своим хозяином.

Жар Цвет

Как пишет Рерих, легенда о чудесном огненном цветке, широко известная по всему миру, родилась в Гималаях. «Около Фалюта на путях к Канченджанге растет драгоценное растение черный аконит. Цветок его светится ночью. По этому свету и отыскивают это редкое растение. Легенда русского Жар-Цвета, волшебного цветка исполнения всех желаний, ведет не к предрассудку, а в тот же родник, где скрыто еще так многое»
Художник символическим языком своего искусства повествует эту историю: перед нами не растение, а маленький вулкан на вершине горы с огненным кратером в виде гигантского цветка. К нему в темноте, преодолевая все препятствия, добрался отважный человек. Путь ему освещали лишь белоснежные гиганты-восьмитысячники во главе с Эверестом; в их грандиозном космическом размахе таится особая зовущая сила, которая и вела искателя.
Рериховский герой – это характерный для Скрябина прометеевский образ человека, стремящегося овладеть огненным сокровищем. Оно сияет в горе, которая по своей форме напоминает сердце. Все эти изобразительные символы: сердце, огонь, беспредельное пространство – увязаны в картине единым художественным замыслом. Он раскрывается в словах самого автора, который познание «космического огня» приравнивает к открытию «сердца, вмещающего явление Вселенной»
«К этой горе пойдешь в определенную ночь, когда она наступит, самая длинная и темная, и подготовишь себя молитвой. Настойчиво устремляйся по пути, который ведет к Горе, но не спрашивай ни у кого дорогу. Только следуй за Проводником, который предложит себя сам и встретит на пути. Но ты не будешь знать его. Проводник приведет тебя к Горе, когда все безмолвствует. Тебе не нужен ни меч, ни другое физическое оружие когда ты найдешь Гору, первым чудом, которое возникнет, - неистовый ветер, который будет трясти Гору и раскалывать скалы на куски. Тебя так же встретят львы и драконы, и другие страшные звери; но не бойся никого из них. Будь непоколебим и не думай, что не вернешься, ибо Проводник не допустит что бы какое-либо зло случилось с тобой. Что касается сокровища, оно еще не найдено, но очень близко. После ветра начнется землетрясение, которое уничтожит все, что ветер оставил нетронутым. Но будь уверен, что не упадешь. После землетрясения последует огонь, который поглотит земное нутро и раскроет сокровище … Потом, ближе к рассвету, наступит великая тишина; ты увидишь, что взошла утренняя звезда, и начнется рассвет и увидишь великое сокровище. Главное и самое совершенное – тонизирующий элексир… »
Аконит - символ знаний. Но как трудно отличить истинные знания от ложных, которые сплошь и рядом предлагает Майя. Вот и тянутся, и карабкаются вверх лишь немногие, как на картине изображенный человек, к огонькам Высшей Мудрости. На всех дорогах мира, по которым проходил.

Сокровище Мира

Картина из той же серии произведений, посвященных Камню - дару Ориона нашей планете. По древней легенде он хранится в Башне Шамбалы в Гималаях, а часть Камня путешествует по миру. Путешествующий Камень приносится иногда новому владельцу совершенно нежданно и необычным путём. У Камня много чудесных качеств, о нем сложены предания и легенды, написаны трактаты и ведутся научные изыскания. Перстень с таким Камнем был у Е.И. Рерих. Им владел царь Соломон, это горюч-камень горы Арарат, это камень, о который разбился новгородский богатырь Василий Буслаев на горе возле Иерусалима (Новгород имел шанс получить Камень, но неверие лишило его дара).
"В прекрасных символах старый путник расскажет вам, как в незапамятные времена из других миров упал чудесный камень - Чинтомани индусов или Норбу Римпоче тибетцев и монголов. И с тех пор часть этого камня блуждает по земле, возвещая Новую Эру и великие мировые события. Будет сказано, как Некий Владыка владел этим камнем и как темные силы пытались похитить сокровище.
Ваш путник, слушая эту легенду, шепнет вам: "Камень этот чёрен, необуздан и пахуч и зовется Началом Мира. И он шевелится, как одухотворенный. Так завещал Парацельс". А другой наш путник улыбнется: "Камень изгнанник, блуждающий камень Вольфрама фон Эшенбаха".
Но рассказчик у костра продолжает свой сказ о чудесных силах камня; как камень проявляется и как он указывает мировое событие. "Когда камень горяч, когда камень дрожит, когда камень изменяет свой цвет,- этими явлениями камень предсказывает владельцу будущее и дает ему возможность знать врагов и опасности или счастливые события".
Слушатель спрашивает: "Не этот ли камень на Башне Ригден Джапо? Не он ли дает лучи, проникающие все океаны и горы на благо людей?"
Рассказчик продолжает: "Черный камень скитается по земле. Знаем, что китайский император и Тамерлан владели камнем. Знающие люди говорят, что великий Соломон и Акбар владели сокровищем, давшим им чудесные силы. Сокровище мира - так называется чудесный камень."
На картине видим, как будто открылась дверь Шамбалы и вышел оттуда конь, неся свет. Он еще ступает очень робко и неуверенно, т.к. не знает, примут ли его люди, готовы ли они утвердить Знамя Мира и Культуры, которое несет он символически в виде трех кругов света. "Издавна ходит Эрдени Мори, и светит его сокровище. На восходе и на закате Солнца затихает всё, значит, где-то проходит великий конь белый, несущий сокровище. Пока народы знают о сужденном сокровище, они всё же останутся на верном пути. Путь, хотя бы долгий, и необычный - неизбежен. Так же неизбежен, как служение совершенствованию..." (Н.К.Рерих. Эрдени Мори)

У вас недостаточно прав для комментирования